История аэропорта

История аэродрома Йошкар-Ола началась 3 октября 1938 году.

Здание аэропорта, ночью

Первоначально аэродром носил название Павловский. На аэродроме базировался Йошкар-Олинский аэроклуб.

Во время Великой Отечественной войны на аэродроме работала эвакуированная из г. Ленинграда Военно-воздушная академия, кроме того здесь базировался учебно-боевой полк.

В 1958 году, в связи с развитием гражданской авиации и с необходимостью осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов было принято решение на территории аэродрома «Павловский» начать строительство гражданского аэропорта. Таким образом, история аэропорта Йошкар-Ола, которым он стал именоваться впоследствии, началась 20 октября 1958 года. 11 февраля 1959 года аэродром был передан для эксплуатации 148 авиаотряду Поволжского управления гражданского воздушного флота.

Первым руководителем аэропорта был назначен Виктор Иванович Лобанов, он был командиром объединенного Авиационного отряда и начальником аэропорта до 1984 года. Авиаотряд выполнял полеты внутри Республики. Отряд эксплуатировал самолеты Як-12 и Ан-2.

В мае 1962 года было открыто воздушное сообщение Йошкар-Ола — Москва. В 1965 году был принят первый АН-24.

В 1970 году возведено основное здание аэровокзала, а в 1980 — построена асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса длиной 1600 метров.

20 октября 1980 была сформирована эскадрилья Ан-24 и Йошкар-Олинский авиотряд получил статус объединенного.

В 60-90-е годы прошлого века работниками аэропорта обеспечивались воздушные грузовые, почтовые, пассажирские перевозки в города Свердловск, Куйбышев, Белоярск, Игрим, Березово, Ростов, Минеральные Воды, Краснодар, Самара, Саратов, Симферополь, Ленинград и другие города страны. В объединенный авиаотряд был передан самолет Ан-32, на котором выполнялись грузовые перевозки по всему Советскому Союзу.

В 1988 году было выполнено удлинение взлетно-посадочной полосы до 2400 метров и аэродром получил допуск на прием воздушных судов типа Ту-134. Авиапарк летного отряда насчитывал 60 самолетов Ан-2, 6 самолетов Ан-24, 1 самолет Ан-32.

Старое здание аэропорта

Распад Советского Союза привел к снижению перевозок аэропорта Йошкар-Ола. В условиях рыночной экономики предприятие не смогло успешно продолжить свое развитие и стало угасать. Объединенный авиаотряд начал дробиться. Отделилась эскадрилья Ан-2, создав отдельную авиакомпанию, которая занималась авиахимработами, аэрофотосъемками, авиалесопатрулированием, но самостоятельно тоже не смогла выжить и прекратила свое существование в 2002 году.

Эскадрилья Ан-24 работала в составе объединенного отряда, выполняя пассажирские перевозки, накопила большую задолженность перед различными организациями и в 2001 году прекратила выполнять полеты. Летный отряд и отряд бортпроводников был расформирован. В 2002 и 2003 годах предпринимались попытки реанимировать регулярные пассажирские перевозки с привлечением авиакомпаний других регионов, но все они заканчивались безрезультатно из-за низкого пассажиропотока. Аэропорт в таком виде просуществовал до 2006 года, осуществляя управление воздушным движением и обеспечивая чартерные полеты воздушных судов и авиахозяйственные работы.

К июлю 2006 года в предприятии осталось 68 человек. В 2006 году предприятие было объявлено банкротом и в отношении него была введена процедура конкурсного управления. Лучшие специалисты уволились. Все шло к тому, что аэропорт должен был прекратить свое существование.

После объявления процедуры банкротства объединенного отряда, Правительство Республики Марий Эл, осознавая социальную значимость аэропорта как сектора транспортной инфраструктуры, приняло решение о создании на базе ликвидируемого предприятия нового государственного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола».

Особую роль в решении этого вопроса принадлежит Президенту Республики Марий Эл Маркелову Л.И., который понимая, что предприятие будет убыточным, настоял на его создании. Новое предприятие было создано в марте 2007 года. В процессе торгов по ликвидируемому предприятию Республика Марий Эл выкупила аэропортовый комплекс в собственность и передала в оперативное управление вновь созданному предприятию. На выполнение всех мероприятий по подготовке аэропорта к обеспечению полетов воздушных судов ушел год. В аэропорт вернулись авиационные специалисты, вновь формировались службы предприятия, закупалось необходимое оборудование, реконструировались объекты, выполнялись процедуры сертификации на допуск аэропорта к эксплуатации.

Новое здание аэропорта

С июля 2008 года были открыты регулярные пассажирские авиарейсы по маршруту «Йошкар-Ола — Москва», до аэропорта Домодедово. В летние месяцы выполнялись полеты до аэропорта Белоярск.

Республикой Марий Эл была разработана и принята «Программа развития аэропорта Йошкар-Ола на период с 2008 по 2015 годы», включающая модернизацию и полную реконструкцию аэропортового комплекса. Аэропорт не был включен в Федеральную программу развития транспортной системы РФ и все затраты по реконструкции аэропорта Республика взяла на себя.

В настоящее время пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 100 пассажиров в час. Аэродром способен работать круглосуточно, принимая до 5 самолетов в час. В аэропорту введена возможность электронной системы продажи билетов и регистрации пассажиров, грузов, почты.

Аэропорт «Йошкар-Ола» в настоящее время является членом Ассоциации «Аэропорты России» и включен в Государственный реестр аэропортов Российской Федерации.

Известными и уважаемыми людьми аэропорта «Йошкар-Ола» являются ветераны Великой Отечественной войны: заслуженный работник транспорта В. И. Лобанов, В. И. Фролов, А. П. Королев; A. M. Кожин, И. Д. Кутузов, В. Н. Тимофеев, Н. И. Кузнецов, А. С. Кулешов, Ю. А. Поздняков, А. Басыров, В. В. Карпов, И. П. Сашин.

В настоящее время аэропорт обеспечивает ежедневные рейсы воздушных судов до столицы Российской Федерации г. Москва.

Значимые события в истории аэропорта:

  • 1938 год 3 октября — Постановление Совета народных комиссаров МАССР — «Об отводе площади под аэродром аэроклуба имени Наты Бабушкиной
  • «Отвести под аэродром участок земли в 180 га, расположенный на территории Павловского и Цибикнурского сельсоветов».
  • 1941 год 13 сентября — Постановлением служебного заседания Совнаркома МАССР изъята земельная площадь без земельной компенсации у ближайших к аэродрому колхозов 60,5 га, в добавок к имеющийся площади аэродрома. Всего: 240,5 га передано под военный аэродром. Базировался учебно-боевой полк и Военно-воздушная академия.
  • 1948 год 21 июля — Постановление Совмина МАССР № 747 «О передаче Павловского аэродрома Республиканскому оргбюро ДОСААФ.
  • 1958 год 20 октября — Объявление в газете «Марийская правда» — «Ввиду закрытия Медведевского аэродрома с 20 октября авиационные грузопассажирские перевозки производятся с Павловского аэродрома (ныне аэродром Йошкар-Ола).
  • 1980 год 20 октября — Приказом Поволжского территориального управления гражданского воздушного флота сформирована эскадрилья самолетов Ан-24 на территории аэропорта Йошкар-Ола.
  • 2007 год 26 февраля — Постановление Правительства Республики Марий Эл «О создании Государственного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола».
28 апреля 2011